26 октября 2019 года, в канун Недели 19-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья, сестры! С наступающим воскресным днем вас.
Меня сегодня пригласили на встречу со школьниками, гимназистами, в Варницкую гимназию. А я очень люблю общаться с подростками. Уменя есть одна теория, которая постоянно подтверждается, заключается она в том, что дети, и особенно подростки более разумны, чем взрослые. И с ними говорить очень интересно. Потому что они ставят такие вопросы, прежде, чем отвечать на которые надо очень серьезно подумать. Взрослый никогда так не спросит.
Один из гимназистов задал весьма любопытный вопрос, который в конечном итоге соотносится со словами сегодняшнего евангельского чтения.
Мы слышали, что Мария Магдалина пришла к пещере, в которой был погребен Господь Иисус Христос, внутри пещеры она увидела двух ангелов, после чего она обернулась и увидела Самого Господа, но сперва не узнала Его, когда же узнала, то кинулась к Нему и хотела обнять за ноги, но Христос произнес странные и таинственные слова: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17).
На эти слова существует множество толкований, но есть, пожалуй, наиболее известное толкование архиепископа Аверкия (Таушева), которое затем повторяли многие толкователи. Перефразируя то, что было сказано Христом, он пишет: «Верь не осязанию своему, а слову Моему».
Мария, конечно, не знала того, что должно было произойти после, а именно того, что Христос должен вознестись и вознести человеческое естество в недра Святой Троицы. Но это высокое богословие, а что получается на практике?
Что прикосновение ко Христу, пребывание рядом с Ним, для множества людей Израиля того времени не было спасительным. А было спасительно для тех, кто не гонялся за прикосновениями и ощущениями, а слушал Его слова, может быть, не вполне понимая того, что говорит Господь. Это стремление к слышанию и исполнению Слова Божия должно быть центральным во всей нашей христианской жизни, это объективный факт.
Сегодня один юноша меня спросил, как быть, мы что-то планируем, делаем, не всегда это получается, как вообще получить счастье путем исполнения собственных планов? Очень грамотный вопрос, потому что далеко не каждый человек осознает, что исполнение собственных планов не приносит в конечном итоге счастья. Условно говоря, сначала ты хотел окончить школу — закончил, потом институт, диплом — защитил, дальше куда-то устроился, а там свои проблемы… Вся жизнь — череда планов, надежд, решений, проблем и разочарований.
И какие бы мы цели не ставили, при их достижении остается некая неудовлетворенность. И, исходя из этого, можно сделать простой вывод, который я сегодня подслушал на лекции по Шервуду Андерсону. Необходимо, чтобы достичь счастья, христианского счастья, исполнять не свои человеческие планы, а волю Божию. Потому что мои планы, которые я выстраиваю, учитывают ли они волю Божию? Когда я строю планы, я думаю о каких-то простых вещах, а воля Божия остается вне моего рассмотрения. Я хватаюсь за земное, как это сделала Мария Магдалина, а воля Божия остается в стороне.
Думается, что основная и самая важная наша христианская задача — постижение воли Божией. А это труд — многоступенчатый, непростой процесс — который нуждается в усилии всего человека в совокупности — и воли, и ума, и души, и тела, и интеллекта — всего вместе взятого. Воля Божия чувствуется, о ней сложно говорить, но ее можно почувствовать.
Дай Бог вам всем всегда чувствовать голос Бога в сердце и поступать соответственно с этим голосом!