В день памяти своего небесного покровителя епископ Феоктист совершил Литургию в Никольском монастыре

свящ. Михаил Васильковский, Максим Медведев
Фото

5 февраля 2020 года, в день памяти своего небесного покровителя святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся со словами проповеди:

— Вы все прекрасно знаете, что сегодня один из дней памяти святителя Феоктиста, святого, чьим именем я был наречен в монашеском постриге. Но, согласно странной и древней традиции, большинство из вас собрались здесь сегодня не для того, чтобы прославить святого, а для того, чтобы засвидетельствовать свое почтение мне. Более того, если бы я не был назван в его честь, то память святителя Феоктиста была бы никому не интересна.

Мне думается, что это крайне странно: в день памяти святого обращать внимание не на него, а всего лишь на человека, которой носит его имя. Я не спорю с традицией. Я не хочу разрушать то, что было установлено не мной и задолго до моего появления на свет. И я приготовился. Правда, приготовился совершенно особенным образом: как и любой здоровый взрослый человек, я умею в нужные моменты отключать свое сознание, так что ваши добрые слова вряд ли достигнут моего сознания. Отцы, полагаю, вы все прекрасно владеете навыком отключения сознания и постоянно практикуете его в общении с вашими женами, так что вы знаете, как это работает. Но я вам благодарен. За то, что вы здесь. За то, что вы сказали и скажете.

Святой, имя которого я ношу, был архиереем. Пожалуй, общего у нас с ним лишь имя, архиерейство и то, что мы думаем и говорим приблизительно на одном языке. Об имени и о языке я не стану размышлять, а поговорю об архиерействе.

Святитель Феоктист не только был архиереем здесь и среди людей, он остался архиереем перед Богом. У меня есть основания полагать, что если Господь призовет меня к Себе в ближайшее время, то я вряд ли сподоблюсь той же самой чести. Это не слова ради слов, это объективный факт. И вот почему.

Все вы так или иначе знакомы с житиями святых архиереев. Что является доминантой этих житий? Внешняя деятельность по устройству Церкви. Создание храмов, монастырей, политическая деятельность, проповеди, милостыня. Это то, что можно описать, то, что можно взвесить и оценить. Это то, что бросается в глаза и оседает в памяти. В том числе и в моей. Такой акцент в житии святых архиереев рождает иллюзию, что все ранее перечисленное является спасительным само по себе: служи, проповедуй, занимайся внешними делами и спасешься. Неважно, как ты молишься и молишься ли вообще. Тем более, что на молитву и на пребывание с Богом чаще всего попросту не хватает времени, ведь кругом столько проблем, столько людей, которым нужна та или иная помощь. Да и в житиях если и есть упоминания заботы святых архиереев о собственных душах, то лишь мельком.

Но оказалось, что это не так.

Святитель Григорий Двоеслов очень убедительно сказал, что внешние труды не принесут никакой пользы, если не будет заботы о собственной душе. Что все это не заменяет личного келейного правила, не заменяет того, что остается невидимым для внешнего мира. Думаю, что Бог прославил святителя Феоктиста не из-за того, что он делал как архиерей. Тем более, что действующим архиереем он был совсем недолго, всего лишь 8 лет. А за его келейный подвиг. Ведь недаром, он ушел от архиерейства в затвор, в котором в молчании провел два последних года своей жизни.

Вообще, то, что мы о нем знаем, это лишь верхушка айсберга. То, что мы знаем про других святых архиереев, тоже лишь верхушка.

Поэтому я прошу молитв о том, чтобы и моя жизнь не была лишь верхушкой, чтобы у нее была невидимая внешним взором, но очень важная и основная часть, которая, как мы и слышали из рядового евангельского чтения, должна базироваться на любви к Богу, а Бог, как известно, судит внутреннее, а не внешнее.

Похожие публикации