back to top

В канун Недели 14-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

13 сентября 2025 года, в канун Недели 14-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

Человек властен исказить себя настолько, что в нём перестанет просматриваться образ Божий. Однако даже в этом случае образ Божий никуда не девается, а потому как бы ни был человек далёк от Бога мы не должны забывать, что перед нами не просто плоть и кровь, перед нами тот, ради кого воплотился, пострадал, умер и воскрес Христос. Эту же логику можно перенести и на крещение, в котором мы получаем свободу от грехов, а затем и благодать Святого Духа, именуемую в некоторых древних текстах печатью, то есть тем, что указывает на принадлежность вещи или человека некоему хозяину. О печати Святого Духа говорит и апостол Павел в 1-й главе своего Послания к Эфесянам: «Вы… уверовав в Него [то есть во Христа — е. Ф.], запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1, 13–14).

В примыкающем к таинству крещения таинству миропомазания центральный момент — это помазание человека благовонным маслом — миром, это помазание сопровождается словами священника: «Печать дара Духа Святого». Конечно, само миро священник буквально через несколько минут после совершения таинства миропомазания смывает, однако печать таинства неизгладима, она — своего рода собственный знак Бога. Именно так её и осмысляет Церковь.

Здесь можно вспомнить несколько цитат из Священного Писания, которые Церковь относит к печати Духа Святого. Во-первых, это слова из Откровения Иоанна Богослова: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7, 2–3). Стоит также вспомнить и о словах пророка Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9, 4).

Конечно, цитаты можно было бы продолжить, но и из этих двух понятно, что существует некая таинственная печать, проставление которой санкционировал Бог и по которой в дальнейшем Бог определяет принадлежащих Ему людей. Пророк Иезекииль ясно сказал, что эту печать могут нести на себе лишь те, кто способен видеть зло и переживать о нём, тот, кто не готов мириться со злом — ни в себе самом, ни в окружающем мире.

Да, человек изменчив, а потому в какой-то момент у него могут возникнуть совсем иные интересы, его может поработить грех, однако Церковь верит, что печать дара Святого Духа остаётся неизгладимой, и что она — есть залог нашего спасения. Из этого можно сделать довольно очевидный вывод: христианин всегда может вернуться к своему первоначальному состоянию, то есть к тому состоянию, которое у него было сразу же после крещения, для этого не надо ничего, кроме искреннего желания изменить свою жизнь, ну а дальнейшее сделает благодать Духа Святого, и она же станет тем знаком, по которому Бог определит Своих рабов в день Страшного Суда.

Похожие публикации