back to top

В канун праздника Вознесения Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Фото
Андрей Сышев

28 мая 2025 года, в канун праздника Вознесения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с праздником Вознесения Господня!

Мы с вами все прекрасно помним новозаветные описания Вознесения: Спаситель с учениками был на Елеонской горе, и в какой-то момент Он стал отдаляться от них поднимаясь вверх, в результате чего облако скрыло Господа от апостольских глаз (см. Деян. 1, 9). Сегодня во время всенощного бдения мы прочитали отрывок из Евангелия от Марка, и в этом отрывке не были указаны детали, сказано было лишь о том, что Христос «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). То есть апостол Марк не упоминал ни постепенное удаление вверх, ни облако, в его изложении есть лишь одно слово — «Вознесение».

Благодаря Евангелию от Луки и книге Деяний, а также церковной иконографической традиции мы привыкли размышлять о Вознесении Господнем как о полёте. Переславль позволяет нам визуализировать Вознесение через привычный подъём регулярно летающих у нас воздушных шаров, которые практически вертикально и почти бесшумно поднимаются вверх, через какое-то время превращаясь в точку.

Однако нам стоит помнить, что описание апостола Луки — это попытка человеческим языком выразить то, что не имело, не имеет и не будет иметь аналогов в мировой истории. Не стоит думать, что Вознесение Господне было полётом, там имело место нечто совершенно иное, то, что удивило ангелов, которых, как мы понимаем, полётами изумить невозможно.

Об ангельском удивлении мы могли услышать в прозвучавших сегодня богослужебных песнопениях, в качестве примера можно процитировать седален по кафизме: «Когда Ангелы удивлялись чудному восхождению и ученики поражались повергающему в трепет вознесению, взошёл Ты со славою как Бог, и врата поднялись для Тебя, Спаситель. Потому Силы Небесные удивлялись, взывая: «Слава нисхождению Твоему Спаситель, слава Царству Твоему, слава вознесению Твоему, Единый Человеколюбец!». Это не единственный пример такого рода, и если с удивлением учеников все понятно, то ангельское удивление богослужение считает нужным «расшифровать», делает оно это на протяжении всего всенощного бдения, в том числе и в стихирах на литии, в одной из которых есть такие слова: «Естество Адама, нисшедшее в глубочайшие места земли, Ты, Боже, обновив в Самом Себе, превыше всякого начальства и власти возвёл в сей день. Ведь возлюбив его, Ты посадил его с Собою, и помиловав его, соединился с ним; соединившись, ему свойственное претерпел, и как бесстрастный, однако пострадавший, с Собой его прославил».

Собственно, краткое сообщение Евангелие от Марка — «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19) — именно это и подразумевает, оно сообщает нам, что отныне нет пропасти между падшим человеком и Богом, более того, нет пропасти между человеческим телом и Богом. Христос, обновив в Себе Самом падшее естество Адама, то есть исцелив нашу поражённую грехом плоть, Он возвёл её туда, куда не восходили и ангельские силы, со дня Вознесения Господня человечество обрело ту высоту, о которой невозможно было и помыслить, и именно это мы сегодня празднуем.

Дай Бог, чтобы каждый из нас в самом себе ощущал то величие, которое дал человеку наш Спаситель и Бог, понимая, что раскрывается оно в своей полноте лишь тогда, когда мы живём по слову Христову!

Похожие публикации