back to top

В Неделю 6-ю по Пасхе епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

25 мая 2025 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Христос воскресе!

Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём, в который в храмах звучит евангельский отрывок, повествующий об исцелении Господом Иисусом Христом слепого от рождения человека!

Это довольно объёмный отрывок, и в нём затронуты сразу несколько чрезвычайно важных тем. Во-первых, сам факт дарования зрения тому, у кого попросту отсутствовали глаза, говорит о Христе как о Боге. Во-вторых, мы услышали, что не всякая болезнь связана с грехом человека, и об этом не стоит забывать, в первую очередь тогда, когда речь идёт о болезни внешних по отношению к нам людей, ведь именно их болезни мы зачастую склонны интерпретировать как имеющие, так сказать, греховный генезис. В третьих, этот евангельский отрывок показал, что в некоторых случаях даже самые близкие люди — к примеру, родители — могут предать человека, и только Христос никогда этого не сделает. В-четвёртых, мы ещё раз увидели отказ иудеев видеть, как кажется, очевидные вещи — если Спаситель сотворил это чудо, то Он — Бог, и в Его власти не только заповедь о субботнем покое, но и абсолютно всё.

На непонимании иудеев стоит остановиться подробнее, и подумать: а была ли у них способность должным образом воспринимать дела Христовы? Или же они были подобны слепому от рождения человеку, и у них попросту не было нужного для понимания Христа органа чувств?

Конечно, сами эти люди были в себе уверены, они полагали, что они всё понимают, и всё видят, собственно, в этом то и была их основная проблема, о чём и сказал Господь сразу же после завершения истории с исцелением слепого: «И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин. 9, 39–41).

Христос не смог помочь этим людям по той простой причине, что они сами не хотели, чтобы им кто-либо помогал, они были убеждены в своей совершенной полноценности. Собственно, Христос не смог бы помочь и слепому, если бы слепой полагал, что он зрячий, и всячески сопротивлялся исцелению. Христос может помочь лишь тем, кто чувствует для себя необходимой Его помощь. Таким людям Спаситель может дать самое главное — видение Бога, ощущение Его присутствия в нашей жизни и понимание действия промысла Божия в мире, в совокупности же это приведёт человека к блаженству Царства Христова.

Сегодня Евангелие вновь задает нам простой, но очень важный вопрос: а ощущаем ли мы нужду в помощи Христа, или же мы полагаем, что у нас и без Него всё прекрасно? Это тот вопрос, который никогда не стоит упускать из сферы своего внимания, ведь от ответа на него зависит самое главное — спасение наших душ.

Похожие публикации