back to top

В Неделю 2-ю по Пасхе епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

27 апреля 2025 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе!

Из весьма небольшого числа ближайших учеников Христовых двое явили пример неверия: не верил Иуда Искариотский, и он погиб, не верил апостол Фома, и он спасся. Мы видим, что само по себе неверие — это отнюдь не предвестник погибели, видим, что неверие бывает разным, и то неверие, которое было у Фомы, Церковь Христова со свойственной ей парадоксальностью называет добрым.

Что же представляло собой доброе Фомино неверие, и чем оно отличается от другого неверия — Иудина? Ответ на этот вопрос очень прост: Фома, сомневаясь в Христовом Воскресении, не переставал любить Спасителя. В этом смысле факт Воскресения Христова ничего бы не изменил: Фома в любом случае продолжил бы любить. Совершенно иначе обстояло дело с Иудой: Иуда, не получив того, что он втайне жаждал — человеческой власти, славы и богатства — понял, что Христос ему не нужен, для него Господь не был ценным сам по себе, его интересовало лишь то, что Господь может ему дать.

Совсем недавно — в дни Страстной седмицы — Церковь предлагала нам как можно внимательнее всмотреться в пример Иуды, сегодня она предлагает нам пример Фомы, делает Церковь это для того, чтобы мы попытались дать самим себе вопрос об отношении ко Христу: нас интересует то, что Он может дать, или же нас интересует Он Сам?

Конечно, никакой человек не может в каждую секунду собственной жизни оставаться преданным Спасителю, у нас у всех есть свои периоды охлаждения и увлечения чем-то иным. Собственно, подобным образом выглядит и динамика межличностных отношений: далеко не всегда нам интересны, скажем, наши родители, бывают периоды, когда они воспринимаются нами лишь как источник того или иного блага. Мы прекрасно понимаем, что такое отношение к родителям — признак либо детства и юности, либо крайней глупости. В норме со временем человек возрастает в любви к родителям, и они становятся для него ценными вне зависимости от чего бы то ни было.

Подобное можно сказать и про все другие виды человеческих взаимоотношений. Можно это сказать и про наши отношения со Христом: нормальная динамика духовной жизни выглядит именно так — с течением времени мы должны всё больше и больше интересоваться не тем, что Господь нам даёт или же может дать, а Самим Господом — Его Словом, Его действиями, постепенно мы должны восходить к состоянию апостола Фомы, который не веря рассудком, верил сердцем. При этом Фома не пытался никого обманывать, в первую же очередь он не пытался обманывать самого себя, он честно признавался, что его разум и его сердце находятся на разных полюсах, а потому ему нужна помощь Спасителя, и Господь, как мы знаем, оказал ему помощь, Он привёл сердце и разум Своего апостола к единству веры.

Дай Бог, чтобы честность апостола Фомы была для нас примером, дай Бог, чтобы конечный итог наших колебаний, смятений и сомнений был таким же, как и итог доброго неверия Фомы!

Похожие публикации