back to top

В пасхальную ночь епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском соборе

Фото
Дмитрий Ухоботов

В ночь с 19 на 20 апреля 2025 года, в праздник Светлого Христова Воскресения, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил пасхальную заутреню и Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, священник Захарий Савельев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Христос воскресе, дорогие отцы, братья и сёстры!

Кому-то это может показаться странным и удивительным, но евангельский отрывок, который читается во время торжественного пасхального богослужения в день Светлого Христова Воскресения, ни слова не говорит о празднуемом ныне событие — о Воскресении Христовом. Пасхальный евангельский отрывок посвящён тому вопросу, к размышлению о котором подводит нас Христово Воскресение: так Кто же Такой Воскресший Христос? На этот вопрос нам отвечает начало 1-й главы Евангелия от Иоанна.

В Евангелии от Матфея и в параллельном фрагменте Евангелия от Марка есть вопрос, который Христос адресовал Своим ученикам, Господь спросил, за кого Его почитают люди. Апостолы ответили так: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16, 14). На этом беседа Христа с учениками не остановилась, и Господь спросил, что же сами апостолы думают о своём Учителе. Ответ дал апостол Пётр: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16, 16). Мы можем лишь гадать о том, что именно имел в виду апостол Пётр тогда, когда произносил это своё исповедание. Если следовать евангельскому повествованию, то слова Петра не были в полной мере его собственными, знание о Христе апостолу открыл Бог-Отец (см. Мф. 16, 17).

Несколько иначе обстоит дело с тем знанием о Христе, которым делится с нами апостол и евангелист Иоанн Богослов: с одной стороны, и ему то, что мы что услышали во время Литургии, открыл Бог, с другой же стороны, написанное апостолом Иоанном, — это выражение его личного опыта, полученного в общении с Воскресшим Спасителем мира. Иоанн, начиная свою речь о Христе, использует совершенно удивительные понятия, те, которые никто и никогда не применял к человеку, апостол написал, что Христос — творческое Слово Божие, что «всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть», и что в Нём наша жизнь. Без Христа нет ничего, без Христа всё превращается в пустоту, в небытие, а полнота жизни, напротив, во Христе.

Сегодня мы торжествуем жизнь. Но, конечно же, не жизнь в её биологическом смысле, сегодня мы воспеваем Источник жизни — Спасителя мира Христа. Его Воскресение открыло человечеству истину о Нём — мы больше не сомневаемся и не гадаем, теперь мы доподлинно знаем, что «мир чрез Него на́чал быть», и если мы жаждем жизни во всей её полноте, если мы хотим стать причастниками жизни вечной, то у нас есть лишь один путь — Христос, ведь Он — наше воскресение и наша жизнь!

Похожие публикации