back to top

В праздник Входа Господня в Иерусалим епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Фото
Андрей Сышев

13 апреля 2025 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Захарий Савельев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с праздником Входа Господня в Иерусалим!

Уверен, что все здесь сегодня собравшиеся прекрасно знают о событиях этого праздника: Господь наш Иисус Христос под восторженное приветствие множества людей въехал в Иерусалим на молодом осле, и это стало исполнением древних пророчеств о Мессии — именно так — в кротости — Он должен войти в израильскую столицу. Вход Господень в Иерусалим — это очень радостное событие даже несмотря на то, что нам известно дальнейшее — предательство, суд и Смерть нашего Спасителя на Кресте. Но пока что Церковь предлагает нам сосредоточиться на радости. Именно о радости мы слышали в прочитанном во время Литургии отрывке из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Филиппийцам.

Этот отрывок очень любопытен и одновременно с этим информативен: он призвал нас к радости, затем он сказал о том, почему мы должны радоваться, не обошёл он стороной и вопрос о сохранении радости.

В первой строке услышанного нами во время Литургии отрывка апостол Павел дважды повторяет один и тот же призыв, это повторение необходимо для усиления апостольской мысли, Павел хочет, чтобы его адресаты восприняли призыв к радости не просто как доброе благопожелание, а как заповедь: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4).

Далее апостол раскрыл, каким образом мы можем исполнить эту заповедь.

Во-первых, он упомянул, что христианам надлежит быть кроткими. Но не стоит воспринимать кротость как некий аналог пассивности, нет, здесь речь идёт о другом — о доброте, которая должна изливаться на всех тех, с кем нам доводится общаться. Добрыми же мы должны быть по той причине, что Господь близко, ведь Он постоянно незримо присутствует среди нас.

Во-вторых, апостол Павел в этом отрывке Послания к Филиппийцам учит очень простому способу избегать каких-либо искушений, лишающих нас памяти о Боге: достаточно лишь «в молитве и прошении с благодарением» открывать свои сердца пред Богом. Мы привыкли, что молитва представляет собой произнесение специальных текстов, которые собраны под одной обложкой в молитвословах. Да, это молитва, но её нельзя назвать полной, молитвословы нам дают лишь некую канву истинной молитвы, а потому со временем стоит переходить на тот уровень, о котором сказал апостол Павел: научившись молитве по молитвослову, и поняв, какие структурные и смысловые элементы должна содержать в себе угодная Богу молитва, мы должны переходить к беседе с Богом не только чужими словами, но и своими собственными, открывая Богу то, что у нас есть на сердце. Если удастся стяжать такой навык, то мы будем непрестанно ощущать присутствие Божие, что само по себе является гарантом сохранения веры.

После этого апостол Павел перешёл к ещё одному крайне важному совету: не надо позволять себе увлекаться мыслями обо всём на свете, думать стоит только о том, что «истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала». Здесь апостол предвосхитил то, что сегодня психологи называют гигиеной ума, то есть навыком не позволять себе засорять ум бесполезной и вредной информацией, и также умением управлять своими мыслями.

В словах прозвучавшего сегодня отрывка Послания апостола Павла к Филиппийцам нет чего-то загадочного и чего-то сложного, слова апостола просты и понятны, и если их исполнить, то радость о пребывающем среди нас Господе Иисусе Христе станет нашим постоянным спутником.

Похожие публикации