3 марта 2025 года, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступившим Великим постом!
Великий пост меняет весь строй церковного богослужения: почти исчезает пение, яркие и светлые облачения меняются на тёмные, выключается искусственное освещение, последование церковных служб становится крайне непривычным, а службы делаются чрезвычайно долгими. На фоне пищевых ограничений всё это производит довольно сильное впечатление, и это впечатление нельзя назвать радостным. Многим хочется, чтобы этот период церковного года как можно скорее миновал, и можно было бы вернуться к жизни без всяких постовых сложностей. В таком желании нет ничего зазорного, ведь Великий пост, особенно его первая седмица, — это и в самом деле нечто экстремальное, так долго жить и невозможно, и не нужно. У первой седмицы есть совершенно определённая цель: она пытается нас «выбить» из привычной колеи жизни, и заставить задуматься о самих себе, о своей жизни, о скоротечности времени, и о том, как мы тратим отведённые нам Богом минуты жизни.
Только что мы прочитали первую часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, и в ней неоднократно звучала одна и та же мысль, которая в четвёртой песне канона была выражена такими словами: «Близится, близится кончина, но ты не думаешь о сем, не готовишься». Спорить с этими словами преподобного Андрея невозможно, и, что крайне важно, спорить с его словами не сможет никто — ни христиане, ни мусульмане, ни иудеи, ни буддисты, ни атеисты. Смерть — это единственный достоверный факт нашего будущего, всё прочее может произойти, а может и не произойти, но умереть всё равно придётся, и с этим фактом нужно что-то делать.
Канон преподобного Андрея каждому из нас задает вопрос: «Вот, ты знаешь, что ты умрёшь, возможно, это произойдёт очень скоро, как ты готовишься и готовишься ли?» Понятно, что отвечать на этот вопрос можно массой различных способов, а можно от него и попросту отмахнуться. Однако давайте не станем перечислять все возможные ответы, а попытаемся вспомнить, каким должен быть ответ христианина.
Во-первых, христиане не должны впадать в апатию и не должны бояться, ведь у нас есть вера в бессмертие, и мы чаем воскресение мертвых, следовательно, смерть не является абсолютным концом, она, напротив, лишь начало.
Во-вторых, мы знаем, что посмертная участь может быть разной — как блаженной, так и мучительной. Вместе с этим от нас не сокрыт путь к блаженству, и у нас есть множество предостережений против другого пути, пути ведущего к погибели души.
Покаянный канон предлагает нам сделать остановку в нашей суете, вспомнить о недолжном пути, всмотреться в свою душу, увидеть в ней то, что способно помешать соединению со Христом в вечности, и, увидев, искоренить губящие нас пороки и страсти. Пусть же Господь Всемилостивый поможет нам в этом делании! Но чтобы Он помог, нам стоит перестать бояться неприятных вопросов, и честно задуматься о своей скоротечной жизни. Надеюсь, мы сможем это сделать.